Инклюзивное образование

В целях повышения доступности и качества образовательных услуг для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья одним из перспективных направлений работы является реализация проектов, направленных на отработку механизмов межведомственного взаимодействия в рамках сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно создания условий для их успешной интеграции и адаптации в инклюзивное образовательное пространство, в том числе:
— в рамках проекта «Радуга успеха» отрабатывается технология межведомственного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, в том числе на этапе интеграции в образовательные учреждения города; анализируются процессы адаптации и социализации обучающихся данных категорий; корректируются индивидуальные маршруты;
— в рамках проекта «Уроки доброты» на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» организован учебный процесс для детей с особыми образовательными потребностями — отрабатывается технология инклюзивного обучения детей с интеллектуальными нарушениями в рамках общеобразовательного класса.
В рамках реализации проектов, в текущем учебном году в систему межведомственного взаимодействия был включены ряд дошкольных и общеобразовательных учреждений.
В рамках внедрения технологии 23 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, испытывающие трудности при интеграции в образовательный процесс, находятся на межведомственном сопровождении специалистов образовательных учреждений города, БУ СО ВО «РЦ «Преодоление». По каждому ребенку, проведены предварительные совместные встречи специалистов управления образования с родителями (законными представителями) – по выбору образовательного учреждения; организована встреча специалистов БУ СО ВО «РЦ «Преодоление» с администрацией, специалистами и педагогами детского сада/ школы по передаче особенностей работы с конкретным ребенком и его семьей (уровень готовности к получению совместного образования, эффективные методы работы с семьей и ребенком, обговариваются формы работы в рамках формирования готовности сверстников и их родителей к принятию особого ребенка в класс, формы работы с педогамии учреждения – их подготовки к особенностям работы с ребенком, имеющим конкретные ограничения в здоровье); на следующем этапе проходит непосредственное знакомство учреждения с семьей и ребенком и далее их сопровождение в аспекте интеграции с выходами специалистов на родительские собрания, совместные мероприятия.
В настоящее время технология внедряется в сфере дополнительного образования.
Данная технология работы позволяет сохранить преемственность в работе с конкретным ребенком, снизить риски его дезадаптации на этапе интеграции в образовательный процесс.

Обучение детей с ОВЗ в формате инклюзивного образования в рамках реализации государственной программы «Доступная среда»

В соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования, в рамках реализации государственной программы «Доступная среда» Вологодская область в составе 36 регионов является федеральной экспериментальной площадкой по формированию сети базовых образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. На условиях софинансирования федерального, регионального и муниципального бюджетов с 2011 года в городе Череповце проводятся мероприятия по созданию в общеобразовательных учреждениях условий, обеспечивающих возможность пребывания и обучения в данных учреждениях детей-инвалидов. В соответствии с требованиями законодательства в рамках реализации программы «Доступная среда» управлением образования мэрии города Череповца в разных районах города определены базовые школы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40», МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 39», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16», МБОУ «Центр образования № 29», МБОУ «Центр образования № 32», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27». В вышеуказанные школы в 2011-2016 г.г. осуществлена поставка оборудования для организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата) и детей, не имеющих нарушений в развитии. В данные учреждения осуществляется общегородской набор детей: слабовидящих, слабослышащих и с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Так же, в рамках ГП «Доступная среда», проведены работы по созданию архитектурной доступности, осуществлена поставка специального, в том числе реабилитационного оборудования, в  общеобразовательные учреждения, реализующие адаптированные общеобразовательные программы: МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 38», МБОУ «Общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 35», МБОУ «Центр образования № 44». В учреждение дополнительного образования — МБОУ ДО «Центр детского творчества и методического обеспечения». Работа по популяризации инклюзивного образования планомерно ведется через родительские собрания в школах, систему классных часов по воспитанию толерантного отношения к учащимся с ограниченными возможностями здоровья.

Дистанционное образование детей-инвалидов

Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 № 336 «Об утверждении Перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого  при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию создания в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»

Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» (вместе с «Разъяснениями по вопросам исполнения приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» и от 02.12.2015 № 1399 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования»

Приказ Минобрнауки России от 02.12.2015 № 1399 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования»

Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы

Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

Приказ  управления образования мэрии города от 11.09.2015 № 791 «О назначении должностных лиц, ответственных за оказание помощи  инвалидам в преодолении барьеров при обращении в управление образования мэрии города»

Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида,  индивидуальной программы реабилитации или абилитации  ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»

Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов»

Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»

Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-538/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»